Чайная церемония в Японии

Чайная церемония в вашем саду

Простой чайный домик или беседку для чайных церемоний в японском стиле можно соорудить своими руками. Пример такой беседки и ее конструкция показаны на рисунках ниже.

Оборудование интерьера классического тясицу в полной степени соответствовало эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Подготовка к такому настроению начиналась ещё на подступах к тясицу.

С давних времен тясицу окружают небольшим садом, который должен способствовать нарастанию особого настроения, без которого церемония оказывалась бы бессмысленной. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к тясицу, означает начало первой стадии медитации: вступивший оставляет в этот момент все свои мирские заботы и сосредоточивается на предвкушении ожидающей его церемонии.

По мере приближения к тясицу сосредоточенность усиливается, а медитация переходит во вторую фазу. Этому способствуют старый фонарь, освещающий дорожку в вечерние и ночные часы, камень-колодец – цукубаи – в выдолбленном углублении хранящий воду для омовения рук и полоскания рта, низкая, высотой в девяносто сантиметров, дверь, через которую проходят, становясь в проеме на колени. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.

Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия (самураям) войти внутрь вооруженными – длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.

Окон в чайном домике может быть довольно много – шесть-восемь, различного размера и формы. Как правило, расположены они высоко, и предназначены не для того, чтобы смотреть наружу, а лишь для пропускания в дом необходимого количества света. Иногда, если из домика открывается особенно приятный вид, рамы могут раздвигаться, чтобы гости полюбовались красотой природы, но чаще окна в чайном домике закрыты.

Типичным украшением чайного домика служат сферические оконные переплеты из бамбука (на фото чуть ниже). Следует отметить, что в японских садах бамбук используется достаточно часто, и как растение, и как подручный материал в самых разных конструкциях: из него делают невысокие ограды, заборы, скамейки, фонарики, им оформляют водные источники, оконные переплеты чайных домиков и беседок и многое другое.

Оконный переплет из бамбука

Внутреннее убранство домика очень просто – стены отделаны серой глиной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахождения в тени, пол устлан татами. Самая важная часть домика – ниша в стене (токонома), расположенная напротив входа. В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с живописью или с изречением, как правило, в дзэн-буддийском стиле. Свиток для токонома подбирается с особой тщательностью и является непременным атрибутом обсуждения во время церемонии.

Внутреннее убранство чайных домиков
Никаких других украшений в чайном домике не допускается, за исключением, возможно, картины старого мастера на стене. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. Перед церемонией промытый пепел выкладывается в очаге в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли и разводится огонь. опубликовано econet.ru  

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

История возникновения

Литературные источники указывают, что первый такой домик построен в 1473 г. Чайные домики — тясицу — походили на крошечные бедные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству.

Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путём философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским изречением, картина старинного художника и букет цветов. Устройство тясицу и процедура чаепития были разработаны известными мастерами тяною Дзёо Танэко (1503—1555) и Сэн-но Соэки (1521—1591), ставшего знаменитым под именем Рикю.

Литература

  • Григорьева Т. П. Чайная церемония // Красотой Японии рожденный. — М.: Вост. лит., 1993. — С. 355—368.
  • Игнатович А. Н. Философские, исторические и эстетические аспекты синкретизма (на примере «чайного действа») / ред. Н. Панферова. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 288 с. — ISBN 5-7333-0453-7.
  • Игнатович А. Н. Чайное действо. — М.: Стилсервис, 2011. — 493 с. — ISBN 978-5-93712-011-3.
  • Мазурик В. П. Чайная чашка и её функции в японском чайном действе (тяною) // Вещь в японской культуре. — М.: Вост. лит., 2003. — С. 137—168.
  • Сонтаку, Дзякуан. Записки о дзэнском чае // Логос. Философско-литературный журнал. — М., 1991. — Вып. I. — С. 152—163.
  • Штейнер Е.С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. — 288 с.

Япония — Старинный район чайных домиков. Канадзава Сентябрь 2019

Найдите немного дзен в чайной чашке, наслаждаясь одним из многих традиционных чайных домов Киото, расположенными в его исторических районах Гиона и Хигасияма. «Путь чая» — одна из самых известных традиционных культурных традиций в Японии, и все, что каждый должен испытать в Киото. Будь то расслабление с успокаивающей чашкой чая или участие в традиционной чайной церемонии, в Киото есть все. Вот наш путеводитель по некоторым из лучших чайных домов в Киото.

En Tea House

Чайная комната, японская, чайная, $$ $

En — небольшой японский чайный дом в гейш-развлекательном районе Гиона в Киото. Этот причудливый чайный дом расположен рядом с храмом Chion-in Temple, в самом центре туристической зоны Higashiyama. В нем есть татами-чайные комнаты, официантки с кимоно и англоговорящий персонал. Вы можете попробовать настоящую чайную церемонию из первых рук, это отличное введение в мир японской чайной церемонии.

En находится рядом с храмом Чион в районе Хигасияма Киото | Джеймс Бирум / Фликр

Больше информации

Пн — Вс:

12:00 — 20:00

Matsubarachō, Kyōto-shi, 605-0063, Япония

+818037822706

Посетите вебсайт

традиционный

Ичирики Чая

Чайная, Чайная, Японская, $$$

Ichiriki Chaya — одна из самых известных и исторических очая или чайных домов в Киото. Расположенный прямо на пороге Ханами Коджи-Лейн в Гионе, это одно из мест, где гейша развлекает своих гостей. Основанная более 300 лет назад, это эксклюзивное и высококлассное предприятие, которое является приглашением. Он прославился, потому что здесь провел несколько ночей лидер 47-го Ронина (самая знаменитая самурайская сказка Японии), Ойши Кураносуке. Он также был известен как сцена большей части действия книги Артура Золота « Воспоминания о гейше».

Ичирики Чая находится на пороге Ханами Коджи Лейн в Гионе | hellokathie / Flickr

Больше информации

Пн — Вс:

12:00 — 20:00

Gionmachi Minamigawa, Kyōto-shi, 605-0074, Япония

+81755610228

Посетите вебсайт

традиционный

Клуб Окицу

Чайная комната, японская, чайная, $$$

Okitsu Club — это традиционный японский чайный дом, расположенный недалеко от Императорского дворца Киото. Он предлагает превосходное представление об утонченном мире японской культуры с помощью чайной церемонии, церемонии курения и кимоно. Это одно из самых элегантных мест для наслаждения чаем в Киото и для серьезного ценителя чая.

Клуб Okitsu расположен рядом с Императорским дворцом Киото | Kyoto-Picture / Flickr

Больше информации

Пн — Вс:

12:00 — 20:00

Камигё-ку, Киото-Ши, Япония

+81754118585

Посетите вебсайт

традиционный

Ran Hotei

Кафе, японский, чай, $ $$

Ran Hotei — восхитительное кафе на Торговой арке Санджо-Хорикава в центре Киото возле замка Нидзё. Кафе в традиционном таунхаусе Киото Махия управляется канадским мастером чая и является отличным местом для проведения японской чайной церемонии. В нем есть татами-чайная комната и период искусства Тайшо (1912-1926). Если чайная церемония не для вас, просто расслабьтесь и наслаждайтесь кафе, которое является идеальным местом для отдыха с горячим чаем или кофе и одним из лучших торт в Киото.

Ran Hotei находится недалеко от замка Нидзё в центре Киото | Armand / Flickr

Больше информации

Пн — ср:

11:30 — 20:00

Пт — Нет:

11:30 — 23:00

Сб — Вс:

11:00 — 20:00

Киото-Ши, Япония

+81758010790

Посетите вебсайт

Расслабленный, традиционный

камелия

Чайная комната, японская, чайная, $$ $

Camellia предлагает аутентичный Киотский чайный вечер на английском языке в красивом традиционном доме сразу же между стадионами Нинензака между Гионом и знаменитым храмом Киёмидзу-дера. Это оазис покоя и покоя от всех туристических кладов в одной из самых популярных достопримечательностей Киото. Заливающаяся солнцем чайная комната является спокойной и элегантной, и идеальное место для отдыха с чаем Uji matcha и wagashi (традиционная кондитерская).

Camellia находится недалеко от знаменитой исторической улицы Нинензака в Киото | hslo / Flickr

Больше информации

Пн — Вс:

10:00 — 18:00

Киото-Ши, Япония

+81755253238

Посетите вебсайт

Простой декупаж чайного домика

Для работы нам понадобится:

  1. Деревянная заготовка.
  2. Салфетка для декупажа или декупажная карта с подходящим изображением.
  3. Грунтовка
  4. Акриловые краски
  5. Клей ПВА
  6. Лак для декупажа

Берем деревянную заготовку.

При необходимости обрабатываем наждачной бумагой, покрываем грунтовкой. После высыхания — покрываем белой акриловой краской.

Отделяем примерно 2/5 высоты и заклеиваем малярным скотчем. Верхнюю часть побелим еще раз.

После того, как верх высохнет, необходимо наклеить малярный скотч с другой стороны и прокрасить низ в темный цвет. Здесь для этого использована умбра. Сверху — немножко золотого акрила, который потом натирается свечкой. Делается это для того, чтобы получить имитацию потертости, которая характерна для старых вещей.

Теперь следует покрасить крышу домика в цвет его основания. Для получения естественных оттенков, можно придерживаться следующей последовательности: один слой краски, потом немного золотой краски. Натираем золото свечкой и покрываем вторым слоем краски.

Если добавить чуть-чуть умбры в белила, то получится приятный кремовый оттенок. Покрываем верх домика. По желанию — можно окрасить и внутренности домика. Не забудьте покрасить дно!

Переходим к самому декупажу чайного домика.

Вырезаем (а лучше — вырываем) из салфеточки нужные элементы, приклеиваем с помощью клея ПВА. Покрываем лаком весь домик.

Домик можно украсить кружевом или ленточкой и он готов!

Современный дом в японском стиле

Как упоминалось вначале, современное японское жилье сильно видоизменилось, особенно снаружи, но внутренний дизайн интерьера практически у любого выходца из Страны Восходящего Солнца содержит оттенок национальных традиций.

В нынешних реалиях, когда стоимость квадратного метра и элементов интерьера растет, японский стиль с его минималистическим подходом к обустройству становиться наиболее практичным. А свободная планировка своего жилища предоставляет людям возможность реализовывать свои дизайнерские фантазии и задумки.

Следует отдельно рассмотреть строения в городе и сельской местности.

Город. Вид древних и современных японских городов кардинально изменился. На место деревянных Матия пришли строения, возведены с помощью таких материалов, как кирпич, бетон, железо, битум.

В центральных частях полисов возвышаются деловые небоскребы, где куется основа сильной и стабильной экономики. Здесь располагаются известные на весь мир корпорации.

Основная часть горожан проживает в квартирах, расположенных в многоэтажных строениях. Как правило, это пяти-семи этажные строения. Преобладают однокомнатные квартиры. Площадь комнат не превышает 10 квадратных метров.

Планировка такого жилья просто удивляет своим рационализмом при использовании такой ограниченной площади. При входе вам открывается такой вид:

  • Небольшой узкий коридор.
  • По одну его сторону коридора располагается совмещенный санузел.
  • С другой стороны есть встроенный шкаф и кухня.
  • Далее небольшая комната.
  • Миниатюрный балкон с палкой для сушки.

Во все прослеживается экономия пространства. Это и встроенная в шкаф кухня, и размещение растений на стенах, и миниатюрная ванная. Ну и традиция сидеть на полу, а, следовательно, отсутствие стульев и кресел.

Вход в квартиру

Кухня в шкафу

Но можно выделить и некоторое западное влияние, к примеру, наличие европейской кровати или консоли под телевизором.

Более зажиточные люди приобретают так называемые семейные квартиры (60-90 м2) или частные дома на окраинах.

В японских домах практически не практикуется центральное отопление, вместо этого применяются газовые, электрические, инфракрасные и даже керосиновые обогреватели.

Сельская местность. Дома вне города меньше подвержены современным тенденциям. Хотя многие из них сегодня строятся по образцу западного общества с использованием ноу-хау материалов, провести аналогию с традиционным Минко все же можно.

Каждый решает для себя, в какой степени его жилье должно соответствовать классической японской культуре и стилю.

Выделим несколько наиболее частых общих признаков, которые присущи домам в глубинке и сейчас:

  • Минимальное количество мебели. Игнорирование стульев и кресел.
  • Возвышение пола на полметра над землей.
  • Свободная планировка, которую обеспечивают передвижные ширмы (Фусума или Седзи).
  • Высокая крыша.
  • Сад.

Чем зажиточнее крестьянин, тем больше он пользуется достижениями современной науки. Бедные люди на селе все так же делают крышу из соломы, спят на футоне, согреваются  у котацу.

Каркасные строения

Какие бы мировые тенденции в архитектуре не происходили, японцы строят только каркасные дома. Эта технология просто необходима им для выживания в сейсмоопасной зоне.

Каркасный дом невероятно устойчив к подземным толчкам, он их как бы амортизирует и гасит. Известны каркасные строения, которые пережили за тысячу лет большое количество землетрясений и практически не пострадали.

В этой технологии одни плюсы! Их относительно легко восстановить при разрушении. Эти конструкции легкие,  при обвале они с большой вероятностью не причинят сильных смертельных повреждений.

Выделяют три типа каркасных домов:

  1. Деревянные. Это традиционные японские Минка, чайные домики, храмы;
  2. Железобетонные. Современные небоскребы.
  3. Необычные футуристические строения. Каркасная технология позволяет возводить причудливые строения необычных форм и их сочетаний.

Каркасное необычное строение

Купольные дома – самые современные японские технологии в сфере архитектуры и строительства

Они имеют необычный дизайн в форме полусферы. Это выглядит как инопланетные земные поселения будущего.

Самое уникальное – материал. По сути, это жилище из усиленного пенопласта! Он наделяет эти строения такими полезными и необходимыми для климата Японии свойствами как, прочность и высокая термоизоляция. Также можно избежать трат на каркас и фундамент, что прилично удешевляет его стоимость.

В Европе активно начинают внедрять эту технологии при производстве сезонного загородного жилья.

В завершении видео на тему:

Как складывалась и развивалась чайная церемония в Японии

Появление ритуальных чаепитий в Стране Восходящего Солнца происходит в 7–8 веке – именно тогда в Японию завезли чайную заварку. Благодарить за это нужно монахов, которые доставили его сюда из Китая, где они использовали его для того, чтобы медитировать. Вместе с ростом распространенности буддизма росло и употребление этого напитка.

Примерно в XIII веке чай активно употребляла вся высшая знать. Проводились даже целые турниры-соревнования, где было представлено огромное число сортов напитка, а участвующие пытались определить, попробовав его, что это за сорт и где он вырос. Постепенно дошла традиция чаепития и до простых горожан, однако проводилась она не с таким размахом – это было, скорее, скромное времяпровождение в компании родных или друзей за распитием чая и степенной беседой.

Японская чайная церемония формировалась под влиянием китайской. Первым, кто создал порядок этой традиции, стал монах Даё. Позднее он обучил этому искусству других монахов, которые стали чайными мастерами. Но большой толчок к развитию чайных церемоний в Японии осуществил Мурата Дзюко – он не только внес некоторые преобразования, но и научил ритуалу сёгуна Асикага Ёсимицу.

В отличие от первоначальной идеи чаепития, подразумевавшей роскошь, Мурата предпочел простоту и натуральность. Благодаря ему все принципы современного чаепития были объединены:

  • гармония;
  • почтительность;
  • чистота;
  • покой.

Новаторства продолжались – в дальнейшем мастерами в обязательные пункты чаепития были внесены: домик, сад и каменная дорожка

Особое внимание уделялось окружающей обстановке. Она из яркой и роскошной превратилась в спокойную, призванную обратить внимание на прелесть обычных вещей, негромких звуков и пастельных расцветок – все это соответствовало принципам буддизма

К сожалению, мастеру Рикю, который и сделал традиционную обстановку такой простой, пришлось совершить самоубийство по приказу своего господина – Тоётоми Хидэёси. В качестве причины выступило расхождение взглядов – хозяин предпочитал роскошную обстановку и посуду из золота.

Однако и после этого развитие чайной церемонии в Японии продолжалось. В конце 17 – начале 18 века открылось несколько школ, где мастера обучались и проходили аттестацию. Руководитель школы – измото, должен был поддерживать неизменность ритуалов чаепития.

Домик в саду

Традиционно небольшие чайные домики располагались в уединенных местах, исторически так сложилось, что таковыми были преимущественно сады. Гости должны заходить не сразу и не все вместе. Обувь необходимо снять у порога, а остальные вещи оставить в комнате.

К самому домику ведет небольшая дорожка из камня. Визуально она напоминает тропу в горах и является олицетворением отстранения от ежедневной суеты, хлопот и забот

Вечером и ночью тропинку освещают небольшие и не слишком яркие фонари, они должны лишь освещать дорожку, а не отвлекать внимание

У входа располагается отдельный колодец, водой из которого необходимо омыть руки и лицо.

Домик должен быть простым, без какой-либо демонстрации богатства или роскоши. Внутри располагается всего одна небольшая комнатка.

Потолочная зона у входа – низкая, дабы все путники непроизвольно склоняли голову. Через такой вход не могли пройти самураи во всеоружии, поэтому они снимали все мечи за порогом, а вместе с ними и мирские, государственные и семейные заботы.

Добавить комментарий