Японская посуда

История код

Первый фарфор | код

Первый фарфор, появившийся в Японии, был привезён из Китая, местный производить не получалось ввиду отсутствия известных залежей подходящего для фарфора каолина. Таковые были обнаружены на Кюсю в провинции Хидзэн, близ посёлка Арита, давшего название стилю керамики. Первооткрывателем месторождений сырья называют Ли Сампхёна, корейского гончара, якобы переехавшего в Ариту в 1616 году и немедленно обнаружившего там залежи каолина. Ли Сампхён — реально существовавший корейский гончар, привезённый из Кореи правителем княжества Сага Набэсимой Наосигэ и умерший в 1655 году, о чём имеется запись в храме Рюсэн-дзи (яп. 龍泉寺). Вместе с этим археологические находки не подтверждают открытие Сампхёна: производство фарфора в Японии началось примерно на 10 лет раньше указанного в легенде, хотя вероятно, что Ли Сампхён сыграл важную роль в качестве ведущего мастера зарождавшейся фарфоровой индустрии, вместе с многочисленными корейскими мастерами в Японии, умевшими работать с фарфором.

Наиболее ранние образцы японского фарфора точно имитируют корейский с синей подглазурной росписью (яп. 染付 сомэцукэ), либо, реже, китайские грубо сработанные фарфоровые изделия периода царствования императоров Цзяцзина (1521—1567), Ваньли (1572—1620) и Тяньци (1620—1627), предназначенные на экспорт. Керамику, изготовленную при Цзяцзине и Ваньли, перепродавали в Японию португальцы, считавшие, что им не удастся реализовать её в Европе из-за низкого качества. Также на ранние фарфоры повлияла местная гончарная традиция (прежде всего изделий мино стилей и сино).

Начало экспорта | код

Спрос на фарфор быстро рос, и к 1640-м годам в Арите было уже около 30 печей, выпускавших такую керамику. К этому моменту уже работало управление гончарными вопросами, ограничивавшее рубку леса для печей.

Первые 50 лет японская фарфоровая индустрия работала почти что исключительно на внутренний рынок, однако затем ситуация изменилась на строго противоположную, и вторую половину XVII века японские гончары производили фарфор на экспорт, причём высокого качества и в огромных количествах: отдельные заказы достигали сотен тысяч изделий. Единственным признаком массовости производства является повторяемость рисунков и нарушение в них биологических законов: на экспортном блюде на одной ветке может разместиться два цветка совершенно разных видов. Причиной активного импорта Нидерландами из Японии были разрушения печей в Китае в ходе крестьянской войны и беспорядков, сопровождавших упадок династии Мин.

Первый экспортный фарфор был отправлен на Яву в 1653 году, точкой назначения была аптека Голландской Ост-Индской компании в Батавии. В дальнейшем при изготовлении экспортных предметов для Компании японские гончары ориентировались на деревянные болванки, которые им присылали заказчики. Японские керамические изделия отправляли морем с Дэдзимы также в Голландию, Индию, Персию, на Цейлон, во Вьетнам, Сиам и другие страны.

Вскоре началось производство фарфора «какиэмон», которым занималась семья Сакаида. Основателем династии был Сакаида Какиэмон (яп. 酒井田 柿右衛門), именем которого и назван этот стиль. Наиболее характерные изделия какиэмон — фарфор с надглазурной росписью (яп. 色絵 ироэ), но известны также изделия видов «сомэцукэ» (с синей подглазурной росписью) и (белый фарфор).

В 1680-х годах голландские купцы вернулись к китайским поставщикам, отстроившим новые печи, и объёмы производства в Японии упали.

После Реставрации Мэйдзи | код

ЯПОНСКИЙ ФАРФОР TAKITO

  

Вы можете купить традиционный японский костяной фарфор ТАКИТО оптом в Москве, в Торговой Компании ‘Премиум Класс’. Регулярно обновляемый, тщательно подобранный ассортимент нашего фарфора неизменно пользуется высоким и устойчивым спросом у потребителей.

Глубокое знание конъюнктуры японского и российского рынков фарфоровой посуды, грамотная ценовая политика, ориентированная на потребителя, позволяет нашей компании удовлетворять самые высокие ожидания наших партнеров. Высококвалифицированные менеджеры Торговой Компании ‘Премиум Класс’, помогут Вам правильно выбрать и оформить оптовую партию японского костяного фарфора ТАКИТО.

Что было в СССР

С приходом к власти большевиков ситуация в стране изменилась. В Российской Империи фарфор был признаком достатка и благополучия, коммунисты, решив бороться с остатками буржуазности, решили уничтожить фарфоровые статуэтки и предметы быта. А также власти приняли решение о создании статуэток, которые наиболее подходят населению страны.

Решив пропагандировать образ рабочего человека, большевики пришли к мысли о том, что созданные фигурки должны отражать ценности эпохи. В большинстве случаев из фарфора изготавливали следующие фигурки:

  1. Спортсменов.
  2. Животных и героев мультфильмов.
  3. Балерин и танцовщиц.
  4. Рабочих, колхозниц, пионеров, пастухов и т. д.

Нередко такие изделия относят к произведениям искусства, они отражают веяния эпохи, помогают наглядно ознакомиться с историей и изучить характерную одежду того времени.

Если клейма фарфора на статуэтке найти не удалось, а такие изделия встречаются часто, то оценка их подлинности, а также периода производства проводится в индивидуальном порядке. Необходимо проведение экспертизы, которая поможет специалисту установить ценность изделия. Если же на поверхности фарфора есть клеймо, установить его стоимость не составит особого труда.

В Советском Союзе в виде клейма могла выступать и фамилия скульптора. А также на поверхность керамики наносился и год изготовления. Для коллекционеров знание марок считается ценным навыком. Причина в том, что любой фарфор может быть подделкой, при этом приобретенное изделие способно иметь поразительное сходство с оригиналом, распознать подделку в таком случае сложно даже эксперту.

Впервые маркировка на фарфоре появилась достаточно давно, К. Х. Гунгер, приглашенный на работу в 1741 году в Россию, заставил поставить клеймо на изготовленную чашку. После мастер закончил свою работу, но в истории остался как первый эксперт, который поставил клеймо на керамику в России.

Клейма фарфора бывают двух видов: одни наносят на глазурь, другие под глазурь. В большинстве случаев маркировка — это крупные буквы, выпуклые, которые сочетаются с датой изготовления изделия. Стоит отметить, что на гжельскую майолику в XVIII веке марки не ставили вовсе.

Клеймо «Гжель»

Марки фарфора в СССР:

  1. АРТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА — ставилась на изделия в период с 40-х по 50-е годы XX века.
  2. Х/К — это марка артели «Художественная Керамика» времен 50–60-х годов.
  3. Гжель Т/З — марка 1960 года.
  4. «Уточка» появилась на гжельском фарфоре примерно в 1972 году.
  5. «Гжель» (на белом фоне буквы сплетаются в овал) — марка относится к 1980 годам.

Клеймо свидетельствовало о качестве изделия, его принадлежности к той или иной фабрике. Если на поверхности фарфора нет клейма, это не значит, что его нельзя классифицировать как антикварный. Но определить время изготовления изделия и его стоимость на рынке под силу только эксперту.

Ответ из Франции

Загадка фарфора не давала покоя не только немцам, но и французам. Разгадать тайну и изготовить посуду, которая ничем не отличается от работы мастеров из Азии, — это главная задача короля Франциска Первого. Его усилия привели к тому, что во Франции появился мягкий фарфор.

Имитация работы мастеров из Китая привела к созданию собственного стиля. Посуду начали называть мягким фарфором и украшать характерным орнаментом. Синий рисунок на поверхности изделий стал визитной карточкой французских мастеров. Но продлилось это недолго, поскольку французам не давал покоя секрет мастеров из Японии и Китая.

Желая получить ответ на все вопросы, Франция заплатила баснословные деньги за сервиз из Сиама. Этот фарфор был куплен за серебро, его тщательно исследовали, желая получить керамику наилучшего качества. В то время как мастера всей Франции изучали прибывший из Сиама сервиз, технология изготовления мягкого фарфора уплыла в Англию.

Французы испытывали невероятное желание создать что-то, что напоминало бы работу мастеров из Азии. Поэтому умудрялись копировать рисунок, который китайцы наносили на поверхность посуды из керамики. Технология создания оригинального фарфора стала доступна мастерам Франции только в XVIII веке, а практически 100 лет французы занимались тем, что имитировали изделия из Китая.

Примерно в это же время мастера стали постепенно отходить от имитации и занялись созданием собственного стиля.

Севрская фарфоровая мануфактура изменила представление Франции о фарфоре и изделиях из керамики. Спасибо за это стоит сказать Людовику XV и Мадам де Помпадур, которая покровительствовала мануфактуре. Предприятие успешно дожило и до наших времен, оно на протяжении сотен лет считалось наиболее успешным. Мануфактура была изначально королевской, потом перешла в статус императорской. Изделия работы знаменитых художников можно смело приравнять к произведениям искусства.

В 70-х годах XVIII века производство изделий из твердого фарфора было начато в городе Лимож. Один из господ того времени сообщил аптекарю о том, что его жена использует белый порошок для стирки белья. Этим порошком была белая глина. Случай помог открыть месторождение белой глины и китайского камня, что и предопределило статус города.

Лимож и так считался столицей декоративного искусства, а обнаруженные залежи природных материалов сделали его столицей фарфора во Франции. Клейма фарфора марки Лимож на сегодняшний день могут быть различными, причина в том, что под маркой работают несколько мануфактур, которые также занимаются производством керамики.

Предприятия Лиможа представляют собой несколько заводов и фабрик, которые объединяет только географическое положение. Наиболее крупное и заметное производство — это Бернардо и Хавиленд. В мануфактуру был приглашен молодой специалист, который за семь лет смог превратить компанию в современное технологичное предприятия и сделать производство фарфора семейным.

Несомненно, клеймо на фарфоре или керамике — это в первую очередь знак качества и гарантия того, что покупатель приобретает подлинное произведение искусства, а не подделку, стоимость которой не превышает нескольких долларов. Но подчас разобраться в подлинности изделия бывает сложно; чтобы не попасть в затруднительную ситуацию и купить посуду высокого качества, стоит перед покупкой проконсультироваться с экспертом.

Разновидности код

Терминология для именования разновидностей японского фарфора не устоялась. Наиболее спорный момент — определения терминов «арита» и «имари»: Арита — название посёлка, в окрестностях которого изготовили множество фарфоровых изделий; Имари — порт, откуда изделия, сделанные в Арите, отправляли на экспорт. Многие источники называют словосочетания «изделия арита» и «изделия имари» синонимами, некоторые утверждают, что более ранние кобальтовые рисунки характерны для керамики имари, а более поздние разноцветные — для ариты; другие же, напротив, указывают, что имари — разноцветные изделия, а арита — бело-синие. Помимо термина «имари» для обозначения фарфоровых изделий из Ариты на Западе использовались также «амари», «старояпонская » и «какиэмон». В данной статье вся керамика, производившаяся в Арите, именуется «арита», как это сделано в «Словаре искусств Гроува» издательства Оксфордского университета.

Другие виды раннего японского фарфора — какиэмон, набэсима, кутани, кё (киото).

Какиэмон | код

Какиэмон (яп. 柿右衛門) — изделия семьи гончаров Сакаида, названные в честь основателя династии . По легенде секрет наиболее известного вида украшения поверхности — разноцветной надглазурной росписи — был передан семье Сакаида китайским гончаром, случайно встреченным в порту Нагасаки.

Среди предметов этого стиля:

  • горшки (в основном с кобальтовой подглазурной росписью сомэцукэ), изготовленные в Ками-Нангавараяме и Симо-Нангавараяме, либо в общественных печах «ёриаи-гама»;
  • изделия «сомэцукэ» с подглазурной росписью из печей Мацугатанэ, принадлежавших клану Оги;
  • изделия с надглазурной росписью «ироэ».

Отличия какиэмона от ариты следующие: для производства всех изделий «арита» используется одна и та же глина, изделия «какиэмон» изготавливают из разных видов глины в зависимости от назначения. На керамике арита присутствует сложная роспись, покрывающая почти всю поверхность изделия, она разделена на секции с индивидуальными украшениями, включающими смесь мотивов, геометрические фигуры, неодушевлённые предметы и роспись фона; роспись на какиэмоне не сплошная, встречаются большие пробелы. На изделиях арита роспись внутренней поверхности гораздо тщательнее и тоньше, чем внешней, используются разнообразные и яркие цвета. Какиэмон обычно украшали фиксированным набором цветов, на нём очень часто бывает контурная линия на ободке, нехарактерная для ариты, а также рельефные украшения.

Какиэмон массово экспортировали в Европу, местные гончары имитировали роспись этого стиля; в частности, какиэмон повлиял на мейсенский фарфор.

Набэсима | код

Изделия стиля набэсимаяки (яп. 鍋島焼き) производили в печах Окаватиямы (яп. 大川内山) под контролем . Фарфор набэсима в основном известен за разноцветные изделия с надглазурной росписью, ироэ (яп. 色絵), однако мастера этого вида также делали сомэцукэ и селадоны.

Роспись на набэсиме часто напоминает текстильную, на раннем этапе мастера этого фарфора заимствовали орнаменты с тканей; позже доминирующим стилем стал цветы-птицы.

Кутани | код

Гончарный центр в деревне Кутани (включена в состав города ) производил фарфор с XVII столетия, первые фарфоровые предметы, изготовленные в 1640—1660 были в основном тяжёлыми блюдами с крупной надглазурной росписью преимущественно зелёного, сиреневого и жёлтого цветов; изделия периода 1650—1750 представляли собой блюда и миски разных видов — белого фарфора, сомэцукэ и селадоны. В Кутани работал известный мастер стиля «кё» Аоки Мокубэй.

После упадка во время реставрации Мэйдзи «старый» стиль кутани был возрождён.

Кё | код

Термин «керамика кё» (яп. 京焼き кё:яки, буквально «керамика Киото») включает в себя также и фарфоровые изделия. Экспериментирование с фарфором началось в Киото в XVIII веке, начало продолжительного использования каолина относится к 1780-м годам, когда начал производить свой знаменитый расписной фарфор (яп. 呉須赤絵 госу акаэ). Другие известные мастера киотоского фарфора — семья Эйраку: и .

Группы японской посуды

Глиняная посуда с уникальной текстурой

Глиняная посуда с уникальной текстурой, напоминающей на ощупь грунт, которая представлена изделиями Бидзэн, Сигараки, Этидзэн и Токонамэ.

Рис. 1-2. Глиняная керамика Бидзэн

Керамика с массивной глазурью

Керамика с массивной глазурью и тёплым, землистым оттенком, которая получила известность благодаря изделиям Орибэ и Мино для чайной церемонии, простым изделиям Масико, а также изделиям Карацу и Хаги.

Рис. 3-4. Японская керамика Орибэ
Рис. 5. Японская керамика Хаги
Рис. 6-8. Японская керамика Карацу

 

Типы японских фонарей: андон, тётин, торо. Японские лампы
и светильники. Японские светильники своими руками,
изучаем.

Фарфор Имари

Особо известен в Европе и США фарфор в стиле Арита с самой первой японской мануфактуры.

Стиль Ариты в первую очередь связывают с мастером по имени Сакаида Какиэмон, который, изучая роспись оригинального китайского фарфора, разработал собственную технику надглазурной росписи «акаэ». В результате на смену традиционной росписи в бело-голубой гамме пришла многоцветная роспись с основным красным цветом.
Фарфор в бело-голубой гамме ранее изготовлялся для голландского рынка и был очень популярен.

Другой мастер Имаэмон в этот же период создал оригинальные стили надглазурной росписи «нисикидэ» или «сомэнсики» с использованием ярких красок: красной, синей, желтой, зеленой, пурпурной, золотой.

Рис. 9. Японский фарфор Имари

Фарфор Кутани

Фарфор, представленный изделиями Кутани, это ещё один известный стиль
антикварного фарфора. Стиль назван в честь одноименного клана, мастера которого обучались в Арите.

Производство фарфора Кутани в конце 17 века было резко прекращено и возобновлено спустя полтора столетия. Соответственно стиль фарфора этих двух периодов называют Старый и Новый Кутани.

Изделия Старого Кутани расписывались в пяти цветах (красный, зеленый, желтый, пурпурный, лазурный). Позже, цветовая палитра Кутани обогатилась полутонами и золотой краской после использованием европейских эмалевых красок.

Самая поздняя техника Кутани называется роспись по золотой парче «сайсики-кинран». Фарфор, выполненный в этой стилистике, был невероятно популярен не только в Японии, но и в Европе.

Рис. 10-11. Японский фарфор Кутани
 

Происхождение сёдзи. Виды бумаги сёдзи. Применение сёдзи
экранов и перегородок. Конструкция дверей сёдзи. Схемы сёдзи
и кумико. Треки для перемещения дверей сёдзи. Наклеивание
бумаги сёдзи, изучаем
экзотику.

Современная японская посуда

В обыденной жизни японцы, конечно, не используют антикварную керамику и фарфор, всё проще. Ниже
мы приводим ряд фотографий повседневно используемой посуды.

Рис. 12. Японские чайные чашки
Рис. 13. Магазин керамики, Киото,
Япония
Рис. 14. Традиционный японский завтрак, который включает рис, рыбу, мисо суп и овощное ассорти
Рис. 15. Японские рисовые шарики Онигири
Рис. 16. Японские блюда

Читайте далее:

  • Японский стиль
  • Японская мебель

  • Кухня
    в японском стиле
  • Символ удачи Maneki-Neko

  • Японские
    фонари
  • Японские
    корзины 
  • Японские шторы
  • Японские двери купе сёдзи — shoji
  • Японская
    посуда

Добавить комментарий