Китайский фарфор

Введение

Терминология и категории

Фарфор — «собирательный термин, включающий все керамическое изделие, которое является белым и прозрачным, независимо от того что компоненты используются, чтобы сделать им или к тому, какое использование это помещено». Китайская традиция признает две основных категории керамики, высоко запущенной и низко запущенный . Самые старые китайские словари определяют фарфор как «прекрасная, компактная глиняная посуда» . Китайское керамическое оборудование может также классифицированный как являющийся или северным или южным. Современный Китай включает два отдельных и геологически различных континентальных массива, объединенные действием дрейфа континентов и формирования соединения, которое находится между Желтой рекой и рекой Янцзы. Контрастирующая геология севера и юга привела к различиям в сырье, доступном для того, чтобы сделать керамику.

Название «фарфор» произошло от транслитерации Changnan, который был старым названием для города фарфора сегодняшнего Цзиндэчжэня (Джингд-Таун). Во время Династии Сильного запаха (618-907), люди объединили преимущества цвета морской волны от южной печи Юэ и белых фарфоров от северной печи Сина с высококачественной землей горы Гэолинг в Чангнэн-Тауне, чтобы произвести своего рода белый & зеленый фарфор. Этот фарфор был гладким и ярким, и следовательно заработал другое название искусственного нефрита. Это стало известным и в Китае и в другом месте и экспортировалось в Европу в больших количествах, так как люди там не знали, как сделать фарфор перед 18-м веком.

Материалы

Китайский фарфор, главным образом, сделан комбинацией следующих материалов:

  • Каолин — существенный компонент сочинил в основном глиняного минерала kaolinite.
  • Камень глиняной посуды — анализируется micaceous или скалы полевого шпата, исторически также известные как petunse.

Китайский фарфор история

Китайский фарфор привлекает своими уникальными свойствами: высокой прочностью, звонкостью, широкой цветовой палитрой материалов и полудрагоценных камней, которые издавна были распространены в Китае.

Китайского фарфора история очень необычна и своеобразна. Раскопки археологов, проведенные в течение последнего времени в Китае, так и не смогли дать ответ на вопрос, связанный с датой появления фарфора. Однако китайские источники относят изготовление фарфора к эпохе Хань, охватывающей 204 г. дo нaшeй эpы – 222 г. нaшeй эpы.

Достоверным историческим свидетельством периода появления фарфора, являются изделия и фарфоровые черепки, обнаруженные при раскопках в развалинах г. Самарры в Месопотамии, образовавшихся в IX веке. Таким образом, можно отнести изготовление фарфора к периоду Тан.

В период господства династии Тан с 618 г. по 907 г. произошло интенсивное развитие торговли, в особенности на юге Китая. Первые торговые колонии появились в Кантоне, куда прибывали зарубежные купцы: арабы, персы, евреи, греки, что свидетельствует о развитии морской торговли.

Рост производственного и экономического развития, совершенствование государственного управления, явились толчком для интенсивного развития китайской культуры и искусства, литературы и науки.

Естественно, что данные преобразования не могли не отразиться на развитии ремесленной промышленности. Одним из наивысших достижений ремесленной промышленности и явилось развитие керамики, с уникальной технологией обработки фарфорового черепка.

Керамические фарфоровые изделия той эпохи непосредственно наложили отпечаток на ремесленные изделия китайской культуры, которая в ходе своего развития соприкоснулась с культурой других стран. Например, с Индией, Грецией и многими другими странами.

Можно встретить сосуды с необычной формой, схожей по очертаниям горловины и ручками с греческой амфорой либо другими иностранными и зарубежными образцами.

Также следует отметить, что на фарфоровых керамических изделиях танского временного периода наблюдается и в формах, и в украшении изделий применение бронзовых изделий. Среди часто используемых элементов декорирования были золотистые полу шары либо извилистые ободки.

Глазурование фарфоровых изделий также имеет богатую предысторию. В древнем Китае пользовалось популярностью свинцовое глазурование. С разнообразной красочной гаммой: зеленых, бирюзовых, янтарно-желтых и пурпурно-коричневых, которые получали из тех же окисей металлов, которые брались за основу создания идентичных более поздних видов минских глазурей.

В последствие появились и шпатовые виды глазури, для обжига которых нужны были более высокие температурные режимы. Основными видами шпатовых видов глазури были: белая, зеленая, коричневато-серая, пурпурно-черная, шоколадно-коричневая. Их специфические особенности — необычная яркость. Разноцветные круги, наносимые на поверхность на близком расстоянии друг от друга, являлись специфическим элементом изделий из китайского фарфора.

Техника декорирования, как гравировки, неординарные и отточенные извилистые рисунки, неоднократно наблюдаемые на изделиях из керамики танского исторического периода, применялись не только в последующий сунский период, но и успешно применяются в современном производстве китайского фарфора.

Япония.

Нехватка обычной глины, каолина и полевого шпата значительно замедлила развитие японской керамики. Некоторые глазурованные танские изделия завозились в Японию из Китая в 8 в. Позднее, в 13 в., японский путешественник Сиродзаэмон Като изучал в Китае технологию сунской керамики. Вернувшись в Японию в 1227, он построил в Сето печи для обжига и создал тип керамики Ко-сето, в основном – сосуды для чая и чаши, покрытые толстым слоем глазури черного, желтого и коричневатого цвета.

В 16 в. возросла необходимость в керамике, обслуживавшей чайную церемонию, которая стала очень популярной. В результате захвата Кореи полководцем Хидеёси в 1590-х в Японию были привезены пленные корейские ремесленники, которым приказано было обучать японских гончаров и помогать им. Во многих центрах были построены печи и основаны школы. Тип японской керамики Раку, сделанной вручную и такой мягкой, что она не требовала высокотемпературного обжига и могла поэтому украшаться подобной воску глазурью разных оттенков, в т.ч. необычного оранжево-розового цвета, вероятно, был создан корейскими мастерами. В 17 в. мастер по имени Рэндзан нашел другой способ покрытия эмалью керамики Раку.

Изделия двух других типов отличаются исключительной твердостью. Керамика, возникшая под влиянием корейской традиции и получившая развитие главным образом в мастерских Сацумы, имела кремовую кракелированную глазурь, которую позднее нередко дополняли цветной эмалью. Другой тип, появившийся в провинции Бидзэн, представляли изделия из твердой темной каменной массы, из которой также часто лепили крепкие неглазурованные статуэтки.

В 17 в. на Идзуми Ями были обнаружены залежи глины и каолина. Поскольку в Японии не могли воспроизводить китайский фарфор, объем и своеобразие керамической продукции значительно увеличились. Мануфактуры в Арите, близ порта Имари, стали производить местный японский фарфор в то время, когда японские порты открылись для европейской торговли. Активными продавцами и заказчиками японского фарфора были голландцы. Они восхищались свободной манерой росписи сине-красно-золотого фарфора Имари, который позднее оказал влияние на рисунки фарфора английской королевской мануфактуры в Дерби.

Существенное влияние на развитие японского фарфора оказали уроки росписи по фарфору, которые некий художник по имени Какиэмон брал у китайского мореплавателя. Какиэмон воспринял изящную, ясную манеру письма; его изделия украшены изображениями бабочек, драконов, детей, разбросанных веток деревьев и цветов. Он писал с удивительной простотой, по белому фону фарфора, используя синий, зеленый и глубокий красно-оранжевый (цвет спелого персиммона, или японской хурмы) тона. Буквально Какиэмон означает «персиммоновый человек». В европейском фарфоре 18 в., как твердом, так и мягком, было много подражаний творчеству Какиэмона. Однако большинство японских художников по фарфору лишь воспроизводили минский и другие китайские стили.

Лучше всего свое художественное чувство соотношения формы и назначения, декора и формы японцы выразили в изделиях из каменной массы, близкой по составу к фарфору. Любовь японцев к декоративным формам, взятым из природы, приводила в волнение посетителей парижских выставок конца 19 в.; творчество японцев повлияло на все европейское искусство, особенно на скандинавские работы нового времени. К сожалению, японские керамисты 20 в. производили керамику полностью на экспорт и, по иронии судьбы, часто украшали ее имитациями того, что было усвоено европейцами из более ранней японской керамики с росписью кистью. См. также ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО. КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.

Минская керамика.

Ранние образцы керамики эпохи династии Мин (1368–1644), с их массивными формами, накладными рисунками, листвой, подвесками и рельефными контурами, напоминают западную, азиатскую и ассирийскую мозаику из глазурованных кирпичей. Минские техники отличались от сунских и более ранних. В одном из производств обжиг предшествовал глазированию, а персидские окрашенные глазури накладывались одна на другую и обжигались при низкой температуре. Однако эти великолепные изделия кажутся довольно архаичными в сравнении с более легкой и гладкой отделкой сунской керамики.

Благодаря концентрации мастеров на Императорской мануфактуре в Цзиньдэчжэне в начале периода Мин необычайно возрос технический уровень производства. Позднее здесь стали изготавливать тонкий фарфор с прозрачной чистой белой глазурью. Было открыто, что синяя кобальтовая глазурь обладает высокой жароустойчивостью, и поэтому ее накладывали на фарфор под прозрачную глазурь. В этот период стали ввозить и применять еще более красивый синий краситель, «мусульманский синий», – сначала только для изделий, предназначенных для императорского двора, а позднее и для более широкого производства. Также применялись и блестящие красные глазури.

Культуры бассейна Янцзы

По-видимому, к хронологическому горизонту, проходящему на грани VII и VI тыс. до н.э., может быть гипотетически отнесено возникновение земледелия и в бассейне р. Янцзы. Начальные этапы этого процесса только еще начинают изучаться. Сравнительно недавно открыты ранние памятники в южной части приморской зоны (провинция Чжэцзян), которые фиксируют архаический этап сложения здесь производящего хозяйства. Это многослойное поселение Хэмуду близ г. Юйяо. Нижний слой его содержит памятники, не имеющие параллелей среди неолитических находок этого района. Найдены остатки наземных деревянных жилищ, свидетельствующих об их конструктивной оригинальности, сельскохозяйственные орудия из костей животных, кости одомашненных собак, свиней и буйволов. Керамика нижнего слоя Хэмуду черного цвета, изготовлена из глины с примесью толченого угля. В материалах этих слоев открыты следы культивирования заливного риса, интродуцированного, по-видимому, из горного восточногималайского ботанико-географического центра. Имеются даты двух образцов из раннего Хэмуду, подвергнутых радиокарбонному анализу: 5005 (±130) г. до н.э. и 4770 (±140) г. до н.э. В нижнем слое Хэмуду сейчас видят родоначальника неолитических памятников южной части провинции Цзянсу и провинции Чжэцзян, которые ранее объединялись с памятниками северной части провинции Цзянсу в культуру Цинляньган.

Эта культура распадается по крайней мере на две самостоятельные области, центры которых расположены южнее и севернее р. Янцзы. В южной области есть ряд стоянок и могильников, характеризующих разные стороны хозяйственной жизни, социального уклада и идеологических представлений ее неолитического населения, четко делящиеся на три хронологических этапа —

  • к первому относятся такие памятники, как Мацзябинь (провинция Чжэцзян), Цючэн (провинция Чжэцзян) и Цаосешань (провинция Цзянсу),
  • ко второму принадлежит могильник Бэйинь-янъин (близ Нанкина),
  • с третьим связаны могильники в Сунцзэ (близ Шанхая), Цючэне, Юэчэне (близ Сучжоу).

Сосуд в виде животного. Красная глина. Неолитическая культура Давэнькоу. Шаньдун. IV-III тыс. до н.э.

Здесь найдены кости буйвола, шлифованные каменные орудия труда: мотыги, топоры, тесла. Керамика поселения, как и керамика других центров этой культуры, изготовлена способом ручной лепки, с последующим лощением поверхности. Преобладают сосуды темно-серого цвета, встречаются и сосуды красного цвета. Основой хозяйства здешних племен было культивирование заливного риса. Неолитические памятники, расположенные к югу от р. Янцзы, называют культурой Мацзябинь. Хронологические рамки существования этой культуры, основанные на ряде радиокарбонных датировок образцов из разных слоев ее поселений и могильников, определяются 4750-3700 гг. до н.э.

Что касается памятников, расположенных к северу от р. Янцзы, то территория полуострова Шаньдун, представлявшаяся ранее областью, где господствовала самостоятельная неолитическая культура, теперь оказывается одной из провинций культурно-этнической общности, занимающей также северную часть провинции Цзянсу. Памятники провинции Шаньдун и северной части провинции Цзянсу было предложено объединить в одной общей культуре Давэнькоу. Культура делится на четыре этапа, называемых по местам наиболее значительных и памятных находок (все в провинции Цзянсу):

  • Люлинь,
  • Хуатин,
  • Давэнькоу,
  • Цинляньган.

Внутренняя эволюция культуры Давэнькоу сопровождалась постепенным вытеснением расписной и расширением производства серой и черной лощеной керамики. Период, охватывающий все четыре этапа существования этих памятников, сейчас ограничивают временем от середины V до середины III тыс. до н.э.

Достаточно активная роль принадлежит и неолитической культуре Цюйцзялин, открытой в бассейне среднего течения р. Янцзы, в котловине провинции Хубэй. Обнаруженные здесь куски обожженной глины содержат примесь рисовой шелухи. Это свидетельствует, что одним из главных занятий цюйцзялинцев было культивирование заливного риса. Часть принадлежавшей им глиняной посуды была расписной. Она изготовлялась уже на гончарном круге, покрывалась черным или серым ангобом, на который наносился орнамент. Цюйцзялинская керамика и по формам сосудов, и по стилю орнаментации отличалась от лепной расписной керамики Яншао. Полученные три даты по 14C для цюйцзялинских памятников позволяют относить время их существования к первой половине III тыс. до н.э.

Керамика провинции Хэнань.

Самая древняя в Китае простая керамическая посуда, происходящая из провинции Хэнань, была сделана вручную, возможно, на медленно вращавшемся гончарном круге; она употреблялась в качестве как ритуальных погребальных сосудов, так и обычной утвари. Эта керамика выполнялась из коричневой, красной и темно-желтой глины и отличалась хорошей формовкой, тонкостью, исключительной выразительностью и красотой пропорций. Лучшие образцы до обжига расписывались блестящими красками – красной, черной, пурпурной. Более грубые хэнаньские изделия, необработанные и серого цвета, вылеплены вручную. Их примитивный декор состоит лишь из отметин, оставленных рогожей или шершавой тряпкой, прижатой к еще сырой глине. В отличие от предшествующих, эти изделия продолжали делать – как для каждодневного использования, так и в качестве декоративных предметов – на протяжении 1–2 тысяч лет, даже в эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Третий замечательный вид хэнаньской керамики составляют изделия, сделанные из каолиновой глины, которая придавала предметам ослепительную белизну; обнаруженные в раскопках фрагменты этой керамики покрыты резким прямолинейным резным орнаментом, так же, как и бронзовые предметы этого времени. Однако вполне вероятно, что эти прекрасные керамические изделия были сделаны для применения просто в качестве литейных форм.

Становление однотипной культуры

Таким образом, в результате открытий последних десятилетий науке стали известны поселения городского типа, относящиеся к раннешанскому и среднешанскому времени, причем не только в долине р. Хуанхэ, но и в долине р. Янцзы. В ряде мест обнаружены развалины обширных многокомнатных построек, стоявших на больших платформах. Восстановление внешнего облика и планировки таких построек дает основание утверждать, что по своему назначению они являлись храмово-дворцовыми комплексами и резиденциями правителей. Это обстоятельство можно рассматривать как один из важнейших признаков формирующейся государственности.

С другой стороны, осуществленный исследователями анализ ряда характеристик погребальных памятников, таких, в частности, как размеры и конструкция могил, количество и качество погребального инвентаря, погребальный ритуал и расположение могильников, наличие сопогребенных и принесенных в жертву рабов, указывает на далеко зашедшую трансформацию общественных структур, связанную с перерастанием имущественного неравенства в неравенство социальное. В свете этих наблюдений представляется правомерным рассматривать перечисленные городища и поселения как политические и торгово-ремесленные центры раннегосударственных образований, возникших во второй половине II тыс. до н.э. в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы.

Бронзовый юэ для питья. Возможно, династия Ся (2100-1600 гг. до н.э.). Эрлитоу. Хэнань.

Процесс становления однотипной культуры на огромной территории, занятой этими образованиями, был чрезвычайно сложен и отнюдь не ограничивался распространением влияния с севера на юг. Южные области, в свою очередь, оказывали, по-видимому, активное воздействие на шанское общество. Важнейшая сторона этого процесса состояла в постоянных культурно-хозяйственных связях между центрами объединений, проявлявшихся в различных формах обмена, взаимодействий и взаимовлияний.

К северу и к западу от хэнаньского очага племени шан на протяжении II тыс. до н.э. также создавались многочисленные центры консолидации других родственных им племен эпохи бронзы, которые активно воспринимали культуру Шан. Это видно на примере поселения и могильника Тайси. В то же время, располагаясь на землях, прилегавших к центральноазиатскому региону, они постоянно вступали в контакты с племенами Центральной Азии, что нашло отражение в их материальной культуре. Так, кроме упомянутых уже вещей центральноазиатского облика аналогичные находки были сделаны близ г. Суйдэ (провинция Шэньси) и г. Баодэ (провинция Шаньси). Здесь в составе двух кладов бронзовых вещей шанского типа имелись также большой нож с изогнутым клинком и навершием с изображением зверя на черенке, кинжал с бубенчиковым навершием и вертикальной петелькой под ним. Самая северная находка, по-видимому датируемая второй половиной II тыс. до н.э., — это клад бронзовых вещей из Чао-даогоу (на территории провинции Хэбэй) центральноазиатского типа, который содержал нож и кинжал с навершиями в виде головы животного с рогами, нож с бубенчиковым навершием, проушной топор и чекан. Во всех этих находках отразились контакты с племенами-создателями центральноазиатских очагов металлургии бронзы, интенсивность которых возрастала по мере приближения к границам центральноазиатского региона.

Китай.

Именно китайцы, очень рано и независимо от иноземных влияний, превратили керамическое ремесло в искусство. Китайская керамика является одним из величайших вкладов Дальнего Востока в мировую цивилизацию.

Уже около 3000 до н.э. гончары провинций Хэнань и Ганьсу производили технически превосходную керамику. Фарфор, обжигаемый при более высоких температурах, чем глиняные изделия, и более твердый, просвечивающий, приобретающий при обжиге белизну, – был изобретен вскоре после 600 н.э. Китайцы держали его состав в секрете, и он не был раскрыт на Западе на протяжении более чем тысячи лет. В самом Китае фарфор, вероятно, был получен случайно. Довольно рано в Китае появилась каменная керамика (гончарные изделия из кремнистой глины) – твердая, напоминающая камень, обладающая многими характеристиками фарфора; превращение этой керамики в настоящий фарфор могло произойти в результате случайной добавки в глиняную массу тугоплавкой белой горной породы, называемой «китайским камнем», и каолина (белой глины).

Культура Яншао

Зарождение земледелия в долине Хуанхэ может быть сейчас предположительно отнесено к хронологическому рубежу VII-VI тыс. до н.э. Оно базировалось на чумизе, относившейся, по свидетельству Н.И. Вавилова, к числу эндемичных растений данного района.

Сосуды с антропоморфным и зооморфным орнаментом. Глина. Неолитическая керамика Баньпо. Сиань. Шэньси. III тыс. до н.э.

Важнейший этап освоения этой территории связан с открытыми в 1921 г. у деревни Яншао (уезд Мяньчи, провинция Хэнань) памятниками развитой неолитической культуры, названной по месту первых находок. Ее стоянки обнаружены сейчас повсюду в районах верхнего и среднего течения Хуанхэ, а также по соседству с ними. Центральная зона этой культуры связана с землями, лежащими на стыке провинций Хэнань, Шаньси и Шэньси. Яншаоские стоянки располагаются либо на лёссовых террасах, либо в аллювиальных речных долинах. Яншао принадлежит к кругу культур расписной керамики. Яншаоская посуда изготавливалась вручную. До обжига сосуды украшались красным и черным орнаментом: в виде переплетающихся линий, спиралей, решеток, треугольников, ромбов или же в виде зооморфных изображений.

Тип орнамента служит основой для выделения на территории культуры Яншао ряда регионов, обычно концентрирующихся вокруг крупных неолитических поселений, дающих им свое название:

  • Мяодигоу I (в пров. Хэнань),
  • Баньпо (в пров. Шэньси),
  • Циньванчжай (в пров. Хэнань),
  • Хоуган (в пров. Хэнань).

Основой для реконструкции яншаоской палеоэкономики и ее связей с ботанико-географической средой долины Хуанхэ и соседних районов служат обнаруженные здесь комплексы материальной культуры, включающие каменные мотыги, каменные зернотерки, каменные ступки и песты, а также карбонизированные остатки зерен чумизы. В строительстве своих жилищ яншаосцы использовали простейшие каркасно-столбовые конструкции, покрытые ветками и обмазанные глиной с примесью соломы. Господствующим типом строений были прямоугольные или округлые в плане полуземлянки. Вокруг крупных поселений сохранились следы глубоких оборонительных рвов.

Ряд специфических черт инвентаря поселения Баньпо, раскопанного в 1954-1956 гг., в частности стилистические особенности росписи посуды: фигуры рыб, геометрические узоры, послужили для археологов эталоном, с помощью которого удалось выделить обширную серию сходных памятников, найденных в различных местах Северного Китая. Для другой группы поселений культуры Яншао, также связанных между собой отчетливой близостью характерных особенностей инвентаря, эталоном стал нижний слой поселения Мяодигоу I, раскопанного в 1956-1957 гг. Между этими группами существует несомненное единство материальной культуры. Вопрос о хронологическом отношении этих двух групп памятников Яншао был предметом острой дискуссии.

Голова богини-матери. Крашеная глина, инкрустированная нефритом. Неолитическая керамика Хуншань. Нюхэлян. Ляонин. IV тыс. до н.э.

Решающее значение в этом вопросе, по-видимому, следует придавать стратиграфическим данным. Проделанный учеными анализ стратиграфических данных с несомненностью указал на то, что период существования Баньпо относится к более раннему времени, нежели Мяодигоу I. Были определены хронологические границы существования памятников типа Баньпо, основанные на серии радиокарбонных дат, которые соответствуют 4770-4290 гг. до н.э. Наиболее же ранний образец из нижнего слоя поселения Мяодигоу I датирован 3910 (±125) г. до н.э. Это, однако, не означает, как полагают некоторые, что долина Вэйхэ была районом, где складывались наиболее ранние яншаоские памятники и откуда брал начало поток переселенцев в другие области. В Хоугане, например, открыты слои, близкие по типу к Баньпо, которые датированы 2-й половиной V тыс. до н.э.

В 1977 г. раскопки на яншаоском поселении Бэйшоулин близ г. Баоцзи открыли нижний слой, несомненно более ранний, чем Баньпо. В результате радиокарбонного анализа получена дата образца из этого слоя, соответствующая концу VI — началу V тыс. до н.э. Сейчас, по-видимому, еще рано выделять ту зону, где формировалось ядро культуры Яншао.

На протяжении длительного периода существования культуры Яншао, обнимающего V и IV тыс. до н.э., во всех районах обширного ареала ее распространения сохранялось устойчивое типологическое единство каменных орудий труда, форм керамики и ее орнаментации, приемов строительной техники и т.д., что указывает на принадлежность носителей этой культуры к единой этнокультурной общности.

Сунская керамика.

Период правления династии Сун (960–1260), особенно после основания в 1127 южной столицы, является эпохой наивысшего развития культуры, когда все искусства выражали идею гармонии человека и природы. Именно в сунском фарфоре керамическое искусство Китая достигло подлинной зрелости. То, что мы называем фарфором, в понимании китайцев того времени включало не только «чистый» фарфор (с белым просвечивающим черепком), но и изделия из серой и темной глиняной массы, которые обжигались до такой степени спекания, что при ударе издавали чистый музыкальный звук. Именно этот звук в древнем Китае был главным критерием оценки качества фарфора.

В это время произошло явное расхождение между произведениями гончарного искусства и художественного металла; присущие ранним типам китайской керамики вытянутые тяжелые формы, напоминающие металлические изделия, сменились легкими и простыми формами сосудов, покрытых глазурью нежных приглушенных цветов. Только к концу этого периода появился эмалевый декор и роспись по глазури.

Самым ранним из сунских керамических производств была керамика Дзю. Первые изделия, с переливающейся серо-голубой глазурью, были сделаны на севере Китая, близ Кайфына, для императорского двора, который в 12 в. переехал на юг, чтобы избежать захвата чжурчжэнями. Предположительно после этого керамика Дзю стала другой по форме и более темной по цвету, хотя хороших образцов этого типа не сохранилось.

Существует множество образцов другого вида сунской керамики – Гэ, которая создавалась в течение длительного времени многими гончарами. Керамика Гэ была темной и отличалась толстой кракелированной серой, желтоватой или серо-зеленой глазурью. Для получения разнообразного и нужного рисунка кракле, возможно, добавляли пегматит.

Из множества типов изделий печей Дин самым красивым считается производившийся на юге провинции Чжили (ныне Хэбэй) белый фарфор, отличающийся тусклым белым черепком и глазурью цвета слоновой кости. Блюда и чаши нередко обводились по грубоватому неглазурованному краю металлическим ободом. Этому фарфору широко подражали со времени его появления в 12 в., а в 16 в. гончар Чжоу Танцзюань положил начало целой школе копиистов керамики Дин.

Для керамики Цзюнь эпохи Сун характерны тяжелые формы и непрозрачная стекловидная поверхность; среди этих изделий особенно замечательны чаши-«тюльпаны». Керамика Цзюнь покрывалась глазурью с пузырьками (которые получались благодаря смешиванию с каолиновым тестом полевого шпата и меди и окислительному обжигу в круглых печах), которая часто трескалась в виде y-образных линий, называвшихся «следами земляных червей». Иногда на этих сосудах бледно-лилового цвета из-под глазури просвечивают изображения птиц или цветов.

Цзянь, т.н. каменная керамика из провинции Фуцзянь (в основном это чашки для чая), во многом обязана своей популярностью развитию чайной церемонии. Эти изделия были черными или коричневыми; благодаря присутствию железа в составе глазури их поверхность испещрена линиями, которые создавали узор, напоминающий «заячий мех» или «перья куропатки».

В районе Цычжоу, где керамическое производство было развито с 6 в., производили великолепную каменную керамику – серые сосуды, покрытые белым ангобом и украшенные цветами, нанесенными гравировкой или росписью. Иногда декор выполнялся в технике сграффито (процарапывание) либо надглазурной росписью красной, желтой или зеленой эмалью.

Керамика 1819 вв.

В 18 в. в Китае началось возрождение древних типов керамики, отразившее всю широту исторической панорамы дальневосточного искусства. В правление императора Цяньлуна (1735–1796) очень популярными стали новые изобретения: глазури «ржавчина» и «чайная пыль», а также росписи типа «розовое семейство» (китайский фарфор, в основном расписанный в розовых тонах) и «зеленое семейство» (китайский фарфор в зеленых тонах). Грубоватые фарфоровые изделия с символическими китайскими узорами, сделанные на экспорт в Европу, где они пользовались большим успехом, часто делались в Кантоне, а не в Цзиньдэчжэне. Из-за перехода от подглазурной росписи к надглазурной смелая и свободная живопись кистью сменилась скрупулезной, тщательной, подобной гравированию манерой письма.

Провинциальная мануфактура в Фудзяне, в основном производившая довольно грубый фарфор для вывоза в Индию, действовала на протяжении 17, 18 и 19 вв. Для европейских рынков здесь производили белые изделия, которые во Франции назывались «китайской белизной». С эпохи Мин и до настоящего времени Фудзян производит также декоративные предметы и статуэтки.

По всему Китаю множество небольших фабрик всегда изготавливали большое количество изделий из каменной массы и обычную керамику. В провинции Цзянсу производили каменную керамику красного и других цветов, в которой еще в 17 в. кораблями доставляли в Европу чай. Эту посуду украшали рельефами, а также лепными и гравированными узорами. Европейцы копировали формы, цветовое решение и орнаменты этих изделий с большой точностью, особенно в Саксонии в 18 в.; их продукция получила название «буккеро».

После того как в Европе был раскрыт секрет производства фарфора, импорт керамики с Дальнего Востока сократился. Это создало в Китае такие политические волнения, что императорский двор сильно сократил свое покровительство фарфоровым мануфактурам; за исключением знаменитой пекинской медальонной чаши и нескольких нюхательных флаконов середины 19 в., с начала 19 в. никаких достойных упоминания произведений не было создано. См. также КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО.

Добавить комментарий