Как и когда появилась керамика

Греческая керамика

Но чем особенно запоминается греческая керамика, так это уникальным искусным декором.
Характерной особенностью сделанных в Древней Греции сосудов является их мастерская роспись. У истоков аттической керамики стояло изготовление массивных декоративных амфор со сложным геометрическим узором.

На смену ему пришла чернофигурная керамика, известная вплоть до VII в. до н.э. Использование этого стиля предусматривало нанесение силуэтов рисунка тонкой кистью и чёрным лаком. Все последующие элементы вычерчивались или процарапывались на лакированном силуэте. Наиболее древняя роспись этого периода довольно примитивна и начиналась с простых контурных геометрических узоров, но позже можно было увидеть и более сложные рисунки. Контрастность декора достигалась за счёт чёрного лака поверх красной глины, из которой делались вазы.

Тематика узоров достаточна разнообразна. Так, в период геометрического стиля рисунок покрывал почти весь сосуд. В декоре преобладали шахматные росписи, кресты, свастики, штриховка, ленты, точки и т.п. Анималистические или растительные элементы использовались крайне редко.
Правда, дипилонские вазы, датированные VIII в. до н.э. имеют более сложный узор.

Позже мастера начали обращаться к мифологической тематике в декоре керамических изделий. В основе композиции изображался некий мифологический сюжет, а геометрические узоры служили обрамлением рисунка.

Уже в VI в. до н.э. использование сюжетов древнегреческой мифологии стало очень распространённым. Художники изображали эпизоды Троянской войны, сражения героев и чудовищ, древнегреческих Богов и другие сюжеты. Декоративная отделка разделяла отдельные сцены и была довольно сдержанной. Позже начали вводиться сцены из повседневной жизни олимпийцев, воинов и обычных людей, которые постепенно вытеснили мифологические сюжеты на задний план.

Классическая эпоха греческой керамики отмечена краснофигурным стилем, прямо противоположным чернофигурной росписи. Его расцвет приходится на V в. до н.э. Но элементы чернофигурной росписи использовались ещё эллинистическом периоде.

В краснофигурной технике фон вазы покрывался чёрным лаком, а силуэт изображений оставался незакрашенным. Поскольку сам рисунок оставался светлым (или точнее красным), изображение выглядело более естественно. На силуэте точёными рельефными линиями создавались детали рисунка. Эти филигранные линии выдавливались глазурью из специальной тоненькой трубочки. Различные краснофигурные гончарные изделия изготовлялись ещё в средине VI в. до н.э. и вплоть до IV в. до н.э. К концу IV в. до н.э. мастерство и стиль росписи существенно снизились, и краснофигурная техника пришла в упадок.

Тематика изображений краснофигурного стиля унаследовала основные сюжеты из повседневной жизни. Хотя определённые мифологические сцены в декоре ваз всё же присутствовали, образ человека выходил на первый план. Из типичных сюжетов можно выделить обыденные занятия человека, битвы и пиры атлетов, состязания олимпийцев. Декоративные элементы, такие как меандр, цветки лотоса, становились второстепенными и использовались лишь для обрамления основной композиции рисунка.

Следует отметить, что изготовить греческий чёрный лак очень непросто – нужно было обладать высоким уровнем мастерства и профессионализма. Постепенно рецепты его приготовления были забыты и вытеснены более простой в производстве керамической глазурью.

Кстати, особо любопытные и изучающие историю, могут произвести заказ авиабилетов и слетать в Грецию, дабы ощутить всю прелесть греческого стиля воочию.

Когда появилась

Керамика 25 тыс. лет до н. э.
Ленточная керамика 5 тыс. лет до н. э.
Орнамент на посуде 4,5 тыс. лет до н. э.
Обожжённый кирпич 2,8 тыс. лет до н. э.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Можно предположить, что открытие керамики произошло случайно. Однажды глиняная плошка попала в костёр. Когда очаг вычищали, её нашли среди углей. Плошка не сгорела, а стала твёрдой, как камень. Люди заметили, что налитая в неё вода не мутнеет и не размягчает глину — огонь сделал плошку долговечной. Так появилась керамика.

ПОСЛУШНЫЙ МАТЕРИАЛ

Глина — часто встречающаяся осадочная порода, она представляет собой разрушенные и измельчённые в пыль горные породы (камни, минералы), обычно полевой шпат. Увлажнённая и спрессованная каменная пыль образует глинистые пласты. Люди заметали, что глина пластична — ей можно придать любую форму, и она сохранится, когда глина высохнет. Из глины можно сделать плошку, набрать воды и принести в пещеру. Но, увы, вода, смешиваясь с глиной, вскоре мутнела, а сама плошка разваливалась.

ЛЕНТОЧНАЯ КЕРАМИКА

Сделать из глины неглубокую плошку просто — надо смять ком глины и выдавить в нём углубление. Но плошки с топкими стенками трескались в огне, а толстостенные после обжига не пропекались и разрушались. Вылепить крупные высокие сосуды для храпения воды и продуктов и успешно их обжечь удавалось редко — они трескались при обжиге. Смекалистые мастера поняли, что стенки сосуда нужно делать равной толщины по всей высоте, а куски глины, из которых их лепили, должны быть хорошо «примазаны» друг к другу, так как даже малейшая щёлочка приводила при обжиге к трещине.

Сосуды стали лепить из длинных глиняных «колбасок». Мастер выкладывал «колбаски» кругами, слой за слоем поднимая стенки сосуда. Выложив «колбасками» задуманную форму, он сглаживал стенки изнутри и снаружи, плотно примазывая «колбаски» друг к другу. Эта древнейшая технология лепки сосудов называется ленточной керамикой. Ею пользуются и современные керамисты. Так можно вылепить сосуд любого размера и формы: миску, горшок, кувшин, бутыль с узким горлом и тарелку. Изделия ленточной керамики обжигаются равномерно.

ТАКАЯ НУЖНАЯ ПОСУДА

С изобретением керамики у людей появилась посуда для храпения воды и продуктов. Отныне не надо бегать к ручью за каждым глотком воды — можно держать в жилище кувшины с водой. А значит, можно поселиться и подальше от источника воды. Без посуды добытое па охоте мясо или собранные плоды быстро портились, их растаскивали животные, и людям приходилось часто пополнять запас продуктов. В закрытом горшке продукты становились недоступны грызунам, меньше портились и дольше сохранялись. Теперь после удачной охоты или собирательства можно было подольше отдохнуть, посвятив свободное время наблюдениям, размышлениям, совершенствованию мастерства. Так керамика повлияла па возникновение культуры.

ЕЩЁ И КРАСИВО

Примерно в V тыс. до н. э. керамические изделия начинают украшать орнаментами. Вылепив сосуд или фигурку, мастер расписывал её глиной другого цвета. Обжиг закреплял орнамент па сосуде. Другая техника нанесения орнамента — процарапывание его на готовом изделии перед обжигом.

КЕРАМИКА И БЫТ

Огнеупорные свойства керамики позволили освоить новый приём приготовления пищи — варку Мясо, овощи, фрукты можно было залить водой и сварить в керамическом горшке. Варёная пища дольше хранилась. Получив посуду-надёжное место хранения продуктов, люди освоили и способы длительного хранения пищи: появилось копчение на огне, засолка, сушка. Первые керамические сосуды были с округлым дном — их вкапывали в землю для устойчивости. Появление посуды с плоским дном означало, что в жилище древних людей появился прообраз мебели — ровные поверхности: стол, полки, куда можно было поставить сосуды.

РАЗВИТИЕ ИДЕИ

Пластичность глины и долговечность керамики вдохновили людей на создание произведений искусства — лепных фигурок людей и животных. В III тыс. до н. э. керамикой стали заменять строительные каменные блоки. Прямоугольные ящики набивали глиной, формуя из неё кирпичи. Высохшие кирпичи обжигали, получался прочный и дешёвый строительный материал. Керамические кирпичи используются и сейчас, а ещё из керамики делают облицовочную плитку, черепицу, сантехнику, огнеупорные материалы для плавильных печей, электроизоляцию.

Керамика стала древнейшим писчим материалом. В Шумере в III тыс. до н. э. на плоском куске глины острой палочкой стали выдавливать клиновидные знаки. Затем глиняная табличка обжигалась, и текст сохранялся на века. Клинописные таблички дошли до наших дней.

Оставить эмоцию

Нравится
Тронуло
Ха-Ха
Ого
Печаль
Злюсь

   
3903      

Поддержите проект Мир Знаний, подпишитесь на

История

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Время появления керамики относят к эпохе мезолита и неолита.

Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.

Исторически керамические изделия были твёрдыми, пористыми и хрупкими.

Древнейший вид керамики — это обыкновенный горшечный товар с землистым, окрашенным и пористым черепком. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась — наносился рельеф штампованием и гравировкой, глянцевитым слоем (греческая керамика и римские Terra sigillata), цветной глазурью («Гафнеркерамика» Ренессанса).

Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками.

К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.

Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски — синяя, зеленая, жёлтая и фиолетовая). Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи фарфора.

В XVI веке в Германии распространилось производство каменной керамической посуды. Белый (например, в Зигбурге) или окрашенный (например, в Ререне), весьма плотный черепок состоял из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. После обжига при температуре 1200—1280 °C каменная керамика становилась твердой и практически не пористой. В Голландии производили красную каменную керамику по образцу Китайской керамики, и ту же особенность обнаруживает керамика Бёттгера.

Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний — с более низким ее содержанием и твердый — совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор.

Технология производства керамических изделий

Технологическая схема производства керамической плитки включает следующие основные фазы:

  1. Приготовление шликера;
  2. Формовка изделия;
  3. Сушка;
  4. Приготовление глазури и глазуровка (эмалировка);
  5. Обжиг.

Сырьё для керамических масс подразделяется на пластичное (глины и каолины) и непластичное. Добавки шамота и кварца уменьшают усадку изделий и вероятность растрескивания на стадии формования. В качестве стеклообразователей используют свинцовый сурик, буру.

4.1. Приготовление шликера

Приготовление шликера идёт в три фазы:

  1. Первая фаза: помол полевого шпата и песка (помол ведётся от 10 до 12 часов);
  2. В первую фазу добавляется глина;
  3. Во вторую фазу добавляется каолин. Готовый шликер сливается в ёмкости и выдерживается.

Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина)

4.2. Участок по приготовлению глазури

Глазури — глянцевидные сплавы, расплавляющиеся на глиняном черепке слоем толщиной 0,12 — 0,40 мм. Глазурь наносится, чтобы прикрыть черепок изделия плотным и гладким слоем, а также для придания изделию с плотным черепком повышенной прочности и привлекательного внешнего вида, для гарантии диэлектрических свойств и защиты декора от механических и химических воздействий.

В состав глазури входит тонко измельчённый циркон, мел, белила. В одну из определяемых технологом ёмкостей загружается готовая глазурь. Её пропускают несколько раз через вибросита и магнитноуловители для извлечения металлических примесей, наличие которых в глазури может повлечь за собой образование дефектов в ходе производства. В состав добавляется клей, и глазурь отправляется на линию.

4.3. Формование

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Три ёмкости используются поочерёдно (меняясь примерно раз в сутки) для определённого стенда. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают.

Шликер заливают в просушенные формы. Формы рассчитаны на 80 заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. В форму доливают шликер для поддержания требуемого объема.

После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации).

4.4. Ручная обработка изделий

После формования изделия поступают в цех ручной обработки.

После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь. Печь укомплектована модулем предварительной сушки, камерами обеспыливания и обдува. Термическая обработка ведётся при температуре 1230 градусов, длина печи составляет порядка 89 метров. Цикл от погрузки до разгрузки вагонетки составляет около полутора суток. Обжиг изделий в печи проходит в продолжение суток.

После обжига проводят сортировку: разделение на группы подобных изделий, выявление дефектов. Если дефекты устранимы, то они отправляются на доработку и удаляются вручную на участке реставрации. В противном случае изделие считается бракованным.

Основные понятия

Глина, обожженная в костре — первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.

При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни вещества, образуются другие. Только после обжига глина превращается в новое, искусственное вещество — керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, русскую печь. Сегодня для этого используют электрические муфельные печи.

Превращение глины в керамику происходит при температуре 500 — 900°С. И чем ниже температура обжига, тем дольше идет процесс. До сих пор в Средней Азии, Африке, Америке народные мастера ведут обжиг на кострах. Изделия ставятся в несколько ярусов на кирпичи прямо на землю и обкладываются со всех сторон дровами. Такой обжиг длится от 8 часов до нескольких суток. В специальном же гончарном горне, где удается довести температуру до 900°С, обжиг идет значительно быстрее. Простейший двухкамерный гончарный горн известен с древнейших времен. В нижнюю камеру такого горна закладывают топливо, а в верхней размещают изделия. В Средине века горн был непременной принадлежностью всех ремесленных гончарных слобод. Да и сама профессия гончара получила свое название от слова «горн» после выпадения неудобной в произношении буквы «р».

Виды керамики

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.

Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами . Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия.

Глиняная посуда, как одна из главнейших изобретений человека

Изобретение глиняной посуды было одним из последних изобретений человечества. Впервые люди стали использовать этот материал в неолите, последнем периоде каменного века (5-3 тыс. до н.э.) Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Долгое время человек пользовался посудой из мягкого камня и растительных материалов, но это не самые подходящие материалы для горшка, миски или кружки. Появление глиняной посуды в то время имело особое значение для древних людей. Посуда из глины решительно изменила их быт. Оказались посильными важнейшие хозяйственные задачи: хранение и приготовление пищи, варка с кипячением, расширился ассортимент пищевых продуктов, а все это значительно улучшило питание древнего человека. Шутова Н. И, Иванова Т. В. Древние гончары // Древние мастера Прикамья.- Ижевск:1994.- С.39.

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига.

В древности любой предмет предоставлял человеку поле для

художественной деятельности. Однако, особое место среди бытовых предметов занимает глиняное вместилище. Известно, что появление керамических изделий провело четкую границу в культуре человека между мезолитом и неолитом. Недаром археологи часто называют неолит эпохой керамики. Для человека античности в керамике естественно объединяются усилия четырех основных элементов мира. Земля (глина) разводятся «одой, из нее лепится изделие, которое сначала сохнет на воздухе, а затем обжигается на огне. Да и сам процесс лепки воспринимался как творение.

В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для хранения продуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры.

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг — простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды — своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, в его мастерстве, и в его воображении. Васильев И. Б. Древние и Средневековые культуры Поволжья// 1981.- С. 33.

В основном изготавливали посуду для приготовления пищи или как емкость для хранения продуктов.

Посуду археологи в зависимости от способа ее изготовления делят на лепную и гончарную. Лепная отличается от гончарной тем, что частички глины в ней находятся в хаотическом смещении друг с другом, а в гончарной выстраиваются в зависимости от вращения гончарного круга. Шутова Н. И, Иванова Т. В. Там же.

Лепная керамика — один из самых ярких и чутких признаков археологических культур. Несмотря на ее сходство в керамических комплексах булгарских памятников в каждом из них может оказаться большее или меньшее своеобразие. Своеобразие проявляется в форме, технике формовки, составе теста, обработке поверхности, особенностях обжига и другие эти отличия могут быть выражены и количественно. Имея массовый характер, керамика позволяет использовать статистические методы по указанным выше признакам.

Керамическая посуда изменяется не только «в пространстве», но и во времени — она является чутким хронологическим индикатором, поэтому позволяет определить культуру, этнический состав населения данного памятника, а также торговые и культурные связи. Но прежде всего, при изучении керамики любого региона необходимо создать так называемую «естественную» или исторически обусловленную систематизацию материала, т.е. его типологию. Хлебникова Т. А. Керамика памятников Волжской Болгарии// Москва.- 1984.-С. 4.

История появления керамики на Руси

3.1. Керамика в России

Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.

Монголо-татарское нашествие повлияло на развитие древнерусской культуры. История одной из ее ветвей — керамики сместилась из южных регионов в северные и западные пограничные города, в московские земли, поэтому не случайно возрождение изразцового искусства в Древней Руси было связано с Псковом и Москвой. Было уничтожено множество произведений русских гончаров IX—XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, более простым стал орнамент, искусство перегородчатой эмали, глазурь (самая простая — жёлтая, уцелела только в Новгороде).

В XIII—XIV столетиях в Пскове получила распространение муравленная черепица, применяемая для головного убора православных храмов. Она, вероятно, породила простые облицовочные плитки, а затем изразцы с узором и румпой для крепления в кладке стен.

На территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря сохранились уникальные памятники глазурованной керамики — более ста древних надгробных монашеских плит (керамид), вмурованных в стены подземных галерей. Достигающие в среднем высоты 45-60 см и имеющие ширину 30-40 см, они выполнены из обожженной глины с темно-зеленой поливой. Количество и высокое художественное качество изделий свидетельствует о том, что в монастыре издревле процветало керамическое производство. Керамиды впервые на Руси начали изготавливать именно на Псковщине в XVI веке. В монастыре была специальная гончарная мастерская.

Псковские гончарные изделия, такие как посуда, узнаваемы по своим формам. Искусство псковских мастеров ярко проявилось в изготовлении декоративной керамики.

Исторически керамические материалы непрозрачны из-за особенностей их структуры. Однако спекание частиц нанометровых размеров позволило создать прозрачные керамические материалы, обладающие свойствами (диапазоном рабочих длин волн излучения, дисперсией, показателем преломления), лежащими за пределами стандартного диапазона значений для оптических стёкол.

Гончары.

В эпоху раннего неолита каждая семья делала свою собственную керамику. Как и бóльшая часть домашней работы, которую в первобытных обществах выполняли женщины, глиняная посуда, вероятнее всего, тоже изготавливалась ими; мужчины занимались охотой и должны были защищать племя. С появлением гончарного круга и усовершенствованием печи этой работой стал заниматься специалист, профессиональный гончар. Несомненно, что в результате изобретения гончарного круга производство керамики стало мужским ремеслом, поскольку применение механизма обычно считалось не женской работой.

Размеры гончарных мастерских в Афинах в древности, вероятно, были очень разными, как и в наши дни. Там существовали и крохотные лавочки бедных или независимых гончаров, работавших вдвоем с подмастерьем, вращавшим круг. Их работы были многочисленны и разнообразны: добыча и очистка глины, ее вымешивание, формовка сосудов на гончарном круге, соединение частей, переворачивание сосудов и окончательная отделка формы, декор ваз, добывание дерева или древесного угля для печи, топка печи и продажа готовой продукции. Преуспевающие владельцы набирали в свою большую мастерскую штат рабочих, подмастерьев и искусных ремесленников, а сами выступали в роли старшего мастера или контролера. В Аттике некоторые гончары использовали до дюжины рабочих, однако в среднем в мастерской работало четыре-пять человек.

Иногда гончар сам занимался росписью ваз, но обычно эти две профессии разделялись. Тщательное изучение форм ваз позволяет приписывать группы подобных друг другу сосудов одному и тому же гончару. Например, стиль и особенности гончарной работы одного мастера по изготовлению лекифов (высокие цилиндрические вазы) позволяет объединить их в группу. Однако этот способ сравнения не дает возможности идентифицировать того же гончара с создателем группы амфор (кувшины с двумя ручками). Изучение форм сосудов указывает на то, что для анонимного художника, называемого Берлинским вазописцем, лекифы создавали по крайней мере три гончара. Доказано, что керамическая мастерская Кахрилион делала чаши по крайней мере для десяти различных художников, так же, как и гончар и живописец Евфроний.

Существовала тенденция к совместной работе гончара и вазописца. Остается неясным, могли ли два гончара участвовать в создании одной вазы; возможно, один формовал вазу на круге, а другой занимался окончательной отделкой формы. В редких случаях над одной вазой могли работать два живописца. Причины такого сотрудничества неизвестны, но сам факт не вызывает сомнений.

На некоторых греческих вазах встречаются подписи. Иногда это подпись гончара, сопровождаемая словом epoiesen, означающим «сделал». Так подписывал свои гончарные изделия Евфроний. Если же подпись наносил живописец, его имя сопровождалось словом egrapsen, или «расписал», как делал вазописец Гермонакс. Обычны двойные подписи типа: «Иерон сделал, Макрон расписал». Этот тип подписи указывает на последовательную работу двух мастеров и одинаковое значение формовки и росписи. Известный ряд двойных подписей показывает, что вазописец Олтос работал по крайней мере с четырьмя различными гончарами, а Епиктет – как минимум с шестью. Несколько ваз подписаны «Такой-то сделал и расписал», подчеркивая двойную профессию одного и того же керамиста; одним из таких мастеров был Дурис. К сожалению, подписи на своих изделиях оставляли далеко не всегда и не все гончары и вазописцы. Многие из первоклассных мастеров никогда не подписывали своих произведений, а некоторые делали это лишь от случая к случаю. Превосходный живописец мог подписать невыразительное изделие и оставить неподписанным шедевр. Поэтому причина подписывания работ остается неясной. Полагают, что в ряде случаев подпись может в действительности принадлежать владельцу мастерской, в которой данный сосуд был сделан.

В конечном счете именно качественные характеристики мастерства позволяют точно идентифицировать неподписанные работы гончаров и художников, чьи имена нам неизвестны. Исследователи и коллекционеры для удобства классификации дают этим анонимным мастерам условные имена. Так, определенную группу составляют произведения художника, называемого Берлинский вазописец, поскольку одна из его главных работ хранится в собрании Государственных музеев Берлина. Имена, данные гончарам, нередко указывают на стиль их творчества. Например, Мастер Тяжелых гидрий назван так потому, что в его произведениях не чувствуется стремления к более тонкой ритмической уравновешенности форм и очертаний; они тяготеют к плотным массивным формам.

Добавить комментарий